Еду поставят на контроль
Поручение проработать вопрос создания национальной системы управления качеством пищевой продукции в конце июня дал премьеру Дмитрию Медведеву Владимир Путин (копия поручения есть у “Ъ”). До 10 ноября правительство должно отчитаться президенту о ходе разработки и внедрения системы прослеживаемости качества и безопасности продукции. К 1 декабря чиновники обязаны доложить о разработке документа, который закрепит механизм ухода от использования двойных стандартов качества продукции, маркируемой едиными товарными знаками, для зарубежных и российского рынков.
Запретив ввоз качественных зарубежных продуктов, российские власти принялись за некачественные отечественные. Со слабоалкогольными энергетиками только что расправились. Давно уже присматриваются к фастфуду, чипсам и газировке, однако следующей жертвой, похоже, станет другой “вредный” продукт — пальмовое масло
По словам источника “Ъ”, глава правительства поручил этот вопрос вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Тот, в свою очередь, передал поручения профильным министерствам и ведомствам — Минсельхозу, Минпромторгу, Минэкономики, Роспотребнадзору.
Пресс-секретарь вице-премьера Алия Самигуллина уточнила, что поручения были даны в начале июля, основным исполнителем является Роспотребнадзор. Там “Ъ” рассказали, что первое рабочее совещание во исполнение поручения состоялось два дня назад.
Необходимость системы управления качеством продуктов чиновники объясняют тем, что сегодня контроль над ними выведен из-под госрегулирования и оставлен на усмотрение производителей. “Эти вопросы решаются в рамках добровольной сертификации”,— говорит замруководителя Минпромторга Виктор Евтухов. Идейным вдохновителем обсуждаемых изменений был тот же Роспотребнадзор, рассказывает другой федеральный чиновник. По его словам, сегодня безопасность пищи регламентируется примерно 7 тыс. нормативных документов, причем ни один из них не касается качества продукции.
Создание единой системы контроля за продуктами в 2012 году уже обсуждало Минэкономики: тогда речь шла о переводе разрешительной документации на продукты в электронную форму и присвоении партиям продуктов уникальных идентификационных номеров. По этому номеру каждый потребитель в режиме онлайн получал бы доступ ко всей собранной в единый реестр информации о качестве, безопасности и легальности продукции.
Как и предсказывал “Ъ”, первыми из-под действия ответных продовольственных санкций правительство вывело мальков лосося и форели, семенной картофель и витамины. Кроме них из санкционного списка исключили лук-севок, сахарную гибридную кукурузу и горох для посева, а также безлактозное молоко и молочную продукцию.
Сейчас конкретные предложения еще не выработаны, говорит собеседник “Ъ”, но есть два пути решения проблемы: радикальный, предполагающий введение в законодательство термина “качество” и кардинальное изменение нормативной базы в связи с этим, и более мягкий, подразумевающий переход ряда рекомендательных норм в статус обязательных. Радикальные перемены трудоемки и невыгодны: они поставят российских производителей в более жесткие условия, чем у иностранных конкурентов, считает чиновник.
Зампред правления “Руспродсоюза” Дмитрий Леонов подтверждает, что действующие российские стандарты (ГОСТы) и международные сильно отличаются: “В одних категориях товаров строже российские требования, в других — межнациональные”. Например, российские требования к йодированной соли содержат нормы вплоть до процента содержания йода, а в международных стандартах этой нормы нет.
Кроме разнообразия стандартов участники рынка вынуждены работать с множеством проверяющих — Роспотребнадзором, Россельхознадзором и другими. Сейчас каждое ведомство отбирает продукцию, руководствуясь своей компетенцией и функционалом: кто-то смотрит сырье, кто-то — готовую продукцию, поясняет замруководителя недавно созданного “Роскачества” Елена Саратцева. “У разных ведомств также своя информационная система контроля, и между собой они почти никак не взаимодействуют”,— подчеркивает она. “Роскачество”, утверждает госпожа Саратцева, выступает за единую систему, которая проследит пищу “от поля до прилавка” и даст понимание, например, из какого куска мяса сделана готовая продукция. Аналогичные системы, по ее словам, действуют в Европе.
Исчтоник:http://kommersant.ru/doc/2774224