Как Стивен Оренстайн заработал один миллиард долларов на голодных американских солдатах

Ноя 04, 2013 Комментариев: 0 от

«Армия марширует на животе», — сказал как-то Наполеон Бонапарт, осознав, что голодные и замерзшие солдаты не будут воевать хорошо. Американский бизнесмен и владелец компании Supreme Group Стивен Оренстайн сделал эту фразу своим девизом. Его компания уже долгое время поставляет продукты питания — 100 тыс. порций в день — военным, расквартированным в Афганистане, Мали, Судане и прочих горячих и «тлеющих» точках. Этот бизнес позволил ему сколотить состояние, оцениваемое Bloomberg в 1,1 млрд долл.

Оренстайн — гражданин США, но родился и живет в Германии. Именно там после Второй мировой войны обосновался его отец Альфред, служивший в ВМФ США. После выхода в отставку в 1957 году он решил начать свой бизнес и занялся поставкой продовольствия на американские военные базы в Европе. В 1985 году Оренстайн-старший скончался, а управление бизнесом взял на себя Стивен, который ради этого бросил учебу в американском Lehigh University. «Я перенял дела, так как был единственным членом семьи, заинтересованным в этом бизнесе. Первые пять лет были очень трудными и напряженными», — отмечал Оренстайн.

Прожорливые миротворцы

В начале 1990-х ему пришлось искать новые деловые возможности за пределами Европы — падение Берлинской стены и начала войны в Персидском заливе заставили американцев сократить свое присутствие в регионе. Для международного развития он привлек своего друга-юриста Михаэля Ганса, с которым они вместе ходили в детсад. Он помог Supreme в 1993 году получить контракт на логистические услуги для миротворческой миссии ООН в Мозамбике. В результате Ганс стал партнером Оренстайна по бизнесу, получив 25% акций компании. «Моим коньком всегда были качественное исполнение и поставки, в то время как Михаэль был докой в «бумажных» вопросах. Наша дружба так сильна, что в самом начале мы просто ограничились рукопожатием», — вспоминает 49-летний владелец Supreme.

С тех пор компания успела поработать еще на десятке миротворческих миссий, а также начала поставлять продукты в фастфуд сети Subway, KFC и Pizza Hut. Однако истинным часом славы стала военная кампания в Афганистане, начатая США и союзниками в 2001 году. Снабжать британские вооруженные силы Supreme начала уже в 2002 году, а три года спустя получила контракт на поставку продовольствия — от смеси для блинчиков до коровьих туш — американским солдатам в стране. С тех пор это сотрудничество, по данным Управления тыловых поставок Министерства обороны США, принесло компании 9,1 млрд долл. Контракты на поставку топлива с 2007 года принесли Supreme еще почти 1,4 млрд долл.

«Это Шелковый путь наших дней, транспортный хаб, который сходится в Афганистане», — отмечал в 2011 году журналу BusinessWeek американский генерал в отставке Роберт Дейл. В прошлом он возглавлял Управление тыловых поставок, которое в 2010 году признало Supreme Group «единственной» компанией, которая может обеспечить продовольствием американский контингент в Афганистане, не поставив под угрозу выполнение боевых задач. Это вывело компанию в категорию элитных подрядчиков, которые получают продление контракта без тендера. Сейчас Дейл работает президентом американского офиса Supreme.

Не сошлись в цене

За десять лет с начала военной кампании США против террористов выручка Supreme увеличилась в 50 раз, до 5,5 млрд долл. в год, причем 90% этой суммы обеспечил именно Афганистан. Прибыль Supreme в 2011 году составила 953 млн долл. C 2008 года Оренстайн получил в виде дивидендов почти 1 млрд долл., что довело его общее состояние до 1,1 млрд долл., отмечает Bloomberg. Маржа бизнеса Supreme в 2008—2011 годах была на уровне 15—23%. «Это довольно высокая прибыльность в случае с контрактами федеральных властей (США). Большинство подрядчиков утверждают, что их маржа колеблется от ноля до пяти процентов», — пояснил Bloomberg юрист НКО Project on Government Oversight Скотт Эми. Причем, по признанию самого Оренстайна, на пике военной кампании маржа при поставках самолетами и вертолетами могла достигать 75, то есть на каждом ящике яблок стоимостью 100 долл. компания зарабатывала еще 75 долл.

Неудивительно, что в какой-то момент у американских военных возникли вопросы к выставляемым Supreme счетам. Пентагон подсчитал, что переплатил компании 757 млн долл. и через суд вернул уже более половины суммы. «Пентагон использует слово «переплата», и это неоправданно. Мы договорились о предварительных расценках. Но они в одностороннем порядке стали применять тарифы, основанные на своем видении расходов, и попытались вернуть себе разницу между двумя ставками», — возражает Стивен Оренстайн, который считает, что это Министерство обороны задолжало ему 1,8 млрд долл. Спор ударил по бизнесу: в июне прошлого года Пентагон отдал пятилетний контракт на поставку продовольствия своим военным с 2014 года стоимостью 10 млрд долл. новому подрядчику, дубайской Anham FZCO, которая уже кормит американских солдат в Ираке, Кувейте и Иордании.

В результате Supreme сохранит за собой только бизнес по поставке топлива для боевой техники американцев. Одновременно США сворачивает свое военное присутствие в Афганистане — к февралю 2014 года там останется не более 34 тыс. солдат против 100 тыс. на пике кампании. Вкупе с потерей продовольственного контракта это приведет к тому, что Supreme потеряет 75% своего бизнеса — по оценке компании, ее выручка сократится в 2014 году до 1,2—1,5 млрд долл. Тем не менее сам Оренстайн не унывает: «Мы по-прежнему финансово устойчивая компания, поэтому я не считаю это коллапсом. Просто мы будем намного меньшей компанией».

Публикации

Об авторе

Пользователь скромно умолчал о себе
Нет откликов на “Как Стивен Оренстайн заработал один миллиард долларов на голодных американских солдатах”

Оставить отклик