Продовольственный ритейл восстанавливает позиции

Июл 13, 2011 Комментариев: 0 от

В 2010 г. сектор продовольственной сетевой розницы начал выходить из кризиса вслед за восстановлением российской экономики. Темпы прироста выручки ритейлеров были намного более высокими, чем в2009 г., что частично было обусловлено эффектом низкой базы.

Доля сетевой розницы в 2010 г. составила 27,2%, увеличившись на 0,7 п.п. по сравнению с результатами 2009 года. Следует отметить, что уровень проникновения организованной торговли оказался несколько ниже прогнозируемых значений (28-29%). По мнению аналитиков РБК.research, это связано с показателями небольших региональных компаний, показатели работы которых были ниже среднерыночных. Рост доли продуктовых торговых сетей в совокупном обороте розничной торговли продовольственными товарами в РФ, 2005–2010 гг.

По оценке РБК.research, в долларовом выражении оборот сетевого продуктового ритейла в 2010 г. вырос на 22% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Однако в рублевом исчислении темпы прироста оборота сетевой продовольственной розницы были меньше за счет укрепления рубля и составили чуть более 16%, что на 8 п.п. ниже показателей 2009 года.

Развитие в условиях посткризисного пространства требует от ритейлеров более гибких стратегий работы. Рост цен, высокий уровень инфляции на фоне низкого уровня доходов фактически определили вектор развития сетевой розницы в среднесрочной перспективе. Тенденция роста экономичных торговых форматов, начавшаяся в 2009 г., сохранилась и в 2010 году. Однако есть и позитивные тенденции – потребители вновь стали больше внимания уделять качеству товаров, покупая товаров меньше, но при этом более качественных и дорогих.

Низкие темпы рост доходов отразились в изменении ассортимента сетей: по данным компаний, доля продовольственных товаров в ассортименте выросла практически во всех форматах. Спрос на непродовольственные товары остается слабым и избирательным, из-за чего сокращается их доля в ассортименте. Интересно отметить, что это касается даже таких форматов, как “гипермаркет” и “cash & carry”, где non-food сегмент традиционно был более насыщенным. Растет и доля товаров под собственными торговыми марками, которыми ритейлеры заменяют наименее брендозависимые категории товаров.

С точки зрения способа развития в 2010 г. усилилась активность сетей в сделках M&A, однако многие компании по-прежнему развиваются либо с помощью органического роста, либо сочетая оба способа. Следует отметить, что основными участниками сделок были федеральные сети, приобретавшие либо небольшие компании (Х5 Retail Group – сеть “Остров”), либо федеральные компании в кризисном состоянии (“Седьмой Континент” – “Мосмарт”). Сделка Х5 Retail Group и “Копейки” стала исключением в этом списке.

Таким образом, в 2010 г. стратегия развития ведущих компаний была направлена на возобновление региональной экспансии. Интересно отметить, что ритейлеры в настоящее время включают в свои планы развития небольшие города (5-20 тыс. человек). По мнению аналитиков РБК.research, это связано с двумя факторами: ограничением порога доминирования в регионе и растущим уровнем конкуренции в крупных городах. Однако для работы в небольших городах сетям необходимо будет пересмотреть свою ассортиментную матрицу в соответствии с потребностями местных покупателей.

 Подробнее ознакомиться  с исследованием “Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) 2011”  вы можете на сайте http://www.marketing.rbc.ru/

Новости

Об авторе

Пользователь скромно умолчал о себе
Нет откликов на “Продовольственный ритейл восстанавливает позиции”

Оставить отклик